Статьи об образовании |
Назад | На главную | НОВОСТИ |
|
"Этапы закрепощения студенчества"
Хотели как лучше… Право на образование и его доступность – это одно из прав, закреплённых в Конституции Республики Беларусь. Однако оно, как и многие другие демократические права и свободы граждан, существует лишь на бумаге. Для этого не обязательно проводить сложные социологические исследования: достаточно просто побывать в роли абитуриента образца 2008 года. В самом начале 90-х всё оставалось, как и в добрые старые советские времена: во всех учебных заведениях была установлена 5-ти балльная система оценки знаний, в школах учащиеся обучались 9 и 11 лет, при поступлении во все учебные заведения абитуриенты сдавали письменные или устные экзамены. Почти всё виды образования на всех его ступенях были бесплатными. Единственное нововведение – появление коммерческих ВУЗов в первой половине 90-х годов. Президент же в самом начале пребывания в своей должности «клятвенно уверял», что образование всегда в нашей стране будет оставаться доступным и бесплатным. Прошли годы и Министерство образования Республики Беларусь (не без непосредственного и прямого вмешательства со стороны президента) пришло к выводу, что пора, мол, уже начать тотальную реформу республиканской системы образования, сделать её «лучше и современнее, приблизить к европейским стандартам, поднять на новый качественный уровень». И сделали, и подняли, и приблизили. Хотели они, может, как и лучше, но получилось, увы, – как и всегда. В «десяточку» Первым этапом «реформирования» образования, стало введение 10-ти балльной системы оценки знаний учащихся в 2003 году. Новая система, по официальной версии, «позволила осуществлять более широкую оценку учебной деятельности учащихся, а также учитывать их творческие способности и качества». Всё это конечно так. Однако разрыв между отличниками и двоечниками стал просто «пропастью». В тоже время многие вчерашние круглые отличники стали «хорошистами-середничками», т.к. получать максимальные баллы в новой системе стало почти невозможным. Уже тогда волна критики и недовольства по поводу нововведения захлестнула страну. Миллионы школьников и их родителей были недовольны 10-ти балльной системой. Однако, их мнения, как и всегда, никто не спрашивал. Пришло распоряжение из министерства – выполняй. Народ погоревал-погоревал и смирился, ведь мнение простого человека в Беларуси – это мнение простого человека и ничего более… 12 лет обучения или заключения? Следующий этап нововведений – это 12-ти летняя школа. С самого начала сторонников 12-ти летней школы было в разы меньше чем противников. А критиковать 12 лет обучения в школе было за что. Система «отбирала» у человека ещё один год его трудовой деятельности, учебная программа непомерно увеличилась и обросла дисциплинами, которые в прошлом изучали лишь на 1-2 курсе института, ребёнок должен был идти в школу обязательно с 6 лет, а не с 7, как ранее. Ещё одной из немаловажных проблем «двенадцатилетки», стало то, что, выходя их школы в 18 лет, «ребёнок» – уже вовсе не ребёнок. Поэтому многие после школы, в зависимости от пола, могли прямиком отправиться в роддом или военкомат… Однако и этот шаг в реформе был принят. Ещё бы – одним из главных его тогдашних сторонников был сам А.Г. Лукашенко. Не прошло и отведённых 12 лет, как реформа полностью доказала свою несостоятельность и пришла к краху. Этот крах и зафиксировал президент в 2008 году, обвиним в нём руководство Министерства образования. Но, ругая её сторонников и снова вводя 11 классов в июле 2008 года, президент немного «подзабыл», кто же выступал за введение 12-ти летней школы в конце 90-х. Тестирование: вопросы и ответы Теперь мы подходим к ещё более интересной теме – пресловутому белорусскому централизованному тестированию. Мне бы даже не стоило пробовать критиковать его, учитывая устойчивое негативное отношение к нему в среде простых граждан Беларуси. В 2008 году оно впервые стало полностью платным. Теперь каждый абитуриент за каждый предмет должен отдать по 10 тысяч рублей. Официальная цель новшества – уменьшение числа записывающихся и не приходящих на тестирование «несознательных» граждан. Хотя всем понятно, что таким способом государство нашло ещё один «официальный способ» пополнить свой бюджет. Но на этот раз не за счёт студентов, а за счёт ещё абитуриентов. Оно так «подготавливает» их к будущему: ещё не поступил, но уже привыкай – плати за одну мысль о счастливом и сытом будущем. А сдавать тестирование можно только по трём предметам один раз в год. Хотя, честно скажу, тестирование – идея хорошая. Она уникальна потому, что в идеале способна показать истинный уровень подготовки абитуриентов. И она его показала! Показала, что уровень подготовки абитуриентов, а значит и будущих студентов, крайне низок и не соответствует тем нормам и критериям, которые установило для своих граждан Министерство образования. И правильно, что не соответствуют! Ведь в идеи тестирования лежит тот принцип, что человек, набравший 100 баллов из 100, на 100% усвоил учебную программу. Это значит, что он, в теории, может наизусть знать содержание всех учебников. Всем понятно – это невозможно. Но даже если ученик и будет знать весь курс по данному предмету, это ещё не гарантирует ему того, что он обязательно справится со всеми заданиями. В одном из вопросов тестирования по Истории Беларуси за 2007 год спрашивалось о том, как звали командующего оршанскими полками во время Грунвальдской битвы в 1410 году. Однако не спешите хвататься за белорусские учебники: ответа там нет. Нет и многих других. Белорусское централизованное тестирование задало слишком много вопросов и дало слишком мало ответов на них. Особенно мне жаль тех несчастных нескольких человек в Беларуси, которые набрали по своим предметам 100 баллов. Они расплатились своим здоровьем и молодостью ради системы тестирования и пламенного желания поступить. Поступить, не задавая лишних вопросов. Крепостное право Вот и подошли мы к решению главной задачи каждого кандидата на «должность» студента – поступлению в ВУЗы. По старой доброй памяти мы попробуем поступить на бюджетное отделение в 2009 году. Однако ещё весной 2008 года будущие абитуриенты столкнулись с самым «модным» нововведением– проведением профессионально-психологического собеседования по следующим специальностям: экономика, юриспруденция, государственное управление, журналистика и др. Не сказать, чтоб оно было слишком трудным или что его «завалило» слишком много человек. Но по его правилам, лица, по результатам собеседования, не рекомендованные комиссией к допуску на участие в конкурсе на получение высшего образования, уже никогда и нигде (!) в Беларуси не смогут поступать на соответствующую специальность. Интересно, почему же собеседование была введено именно на эти специальности? Ответ прост: государство хочет контролировать общество через подвластные ему структуры. Допустим, мы прошли эту стадию. Допустим, что вовремя записались и прошли централизованное тестирование, набрав положительные баллы. Кстати говоря, в начале 2008 года проходной порог на ЦТ был установлен в 20 баллов, однако, даже по официальным данным более 30% абитуриентов по основным предметам не набрали и этого. Поэтому в срочном порядке нормы были понижены. Это ещё раз подтвердило «эффективность» ЦТ. Теперь пришло время придти в университет, подать заявление для поступления, предоставить подлинники всех документов (в РФ принимают копии, что позволяет абитуриентам поступать параллельно в несколько ВУЗов или даже на несколько факультетов одного университета!). Дневное отделение БГУ нынче стоит 1500-2500 долларов в год. А с учётом того, что съёмное жильё в Минске уже давно стоит больше чем в Киеве, для многих родителей из провинции отправить своё чадо учиться в столицу – почти невыполнимая задача. Вот и получится скоро у нас, как при царе, что учиться будут не умные, а богатые. А давайте попробуем поступить на заочное отделение: там учиться значительно дешевле – порядка 600 долларов в год в том же БГУ. Но для начала попытаемся поступить на бюджет. Однако сразу разочарую вас – его нет. Хотя, на бумаге оно конечно есть. Попробуем во всём разобраться. Вначале всё было просто: поступай после школы заочно бесплатно, работай и радуйся жизнью. Вскоре для этого нужно было уже иметь среднее специальное образование, потом поступать после техникума только на свою специальность, затем – то же самое, плюс любая работа. Теперь новые правила: для поступления на бюджетное заочное необходимо уже иметь работу по той специальности, на которую поступаешь. Список специальностей и работ прилагается. Например, для поступления на журналистику необходимо уже быть(!) редактором газеты ли телевидения… Комментарии излишни. Всё это в этом году уже толкнуло десятки тысяч молодых белорусов проголосовать за это систему… ногами и отправиться учиться в более привлекательные с точки зрения получения образования страны. Большинство уедет в Россию. Я лично знаком с несколькими человеками, которые были отличниками в школе и колледже, но после провала на ЦТ в 2008 году уже даже не записывались на него в 2009-м году. Они отправятся учиться в Смоленск и другие города РФ. И скорее всего будут учиться там бесплатно! Изучая историю нашей родной многострадальной страны, мы можем узнать, что закрепощение крестьянства тоже шло поэтапно: крестьяне сначала могли свободно переходить от одного феодала к другому, затем – только раз в год, затем – только после уплаты определённой суммы, затем она увеличивалась. Итог известен – они почти полностью решились этого права. Всё это происходило очень давно: 1447, 1468, 1529 году. В 1588 году срок сыска беглых крестьян в ВКЛ был увеличен до 20 лет… С тех пор прошло более 400 лет. Однако история, как известно, имеет тенденцию к повторению. Артём Кравченко |